Современные моторные масла можно разделить по нескольким группам в зависимости от состава и типа двигателя.
ПО СОСТАВУ:
Минеральное.
Эту смазку, получаемую путём прямой перегонки нефти, обозначают словом Mineral на упаковке. Главный плюс такого вида масла — его дешевизна. Также бытует мнение, что минералка предпочтительнее для старых или изношенных моторов, потому что образует относительно толстую масляную плёнку на деталях.
Но и недостатков у него тоже много. Прежде всего, вязкость минерального масла сильно зависит от температуры. На холоде оно быстро густеет, а по мере нагрева становится слишком жидким. Кроме того, чистая основа неплохо смазывает детали, но и только. Чтобы масло выполняло и другие возложенные на него функции (те, что перечислены в публикации ЗАЧЕМ НУЖНО МОТОРНОЕ МАСЛО?), требуются добавки — их называют присадками. «Минералке» этих добавок нужно много, и удерживает их в себе такое масло хуже. Поэтому оно быстро теряет свои свойства, а отработанные присадки образуют в моторе отложения, которые забивают фильтр и узкие масляные каналы, ухудшая и смазку, и охлаждение.
Синтетическое.
В его основе — смазка, синтезированная не напрямую из нефти, а из других, более сложных её производных. Или даже из природного газа. На упаковке с таким маслом будут слова Synthetic или Fully Synthetic. Синтетика всем хороша: она не теряет свойств в летнюю жару и несильно густеет в пределах указанного для конкретного вида масла диапазона температур. Способна долго сохранять свои свойства при экстремальных условиях, которые создаются в современных моторах — с высокой рабочей температурой и маленькими зазорами в парах трения. Синтетические масла надёжно защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, хорошо очищают внутренние поверхности ДВС. Одно плохо: такие масла заметно дороже минеральных.
Полусинтетическое.
Обозначается термином Semi-Synthetic. По сути, это смесь масел первых двух типов. Минеральная основа здесь солирует: обычно она составляет 70–80 процентов объёма. Но даже небольшая доля синтетического масла позволяет лучше и стабильнее работать присадкам. И конечно, такие смазки дешевле синтетики.
Какое моторное масло лучше? Однозначно синтетическое, если только у вас не древний автомобиль, в котором сальники вообще не рассчитаны на контакт с синтетикой.
ПО ТИПУ ДВИГАТЕЛЯ
Требования к маслам сильно зависят и от типа двигателя. Ведь, к примеру, в дизеле и бензиновом моторе происходят разные процессы, поэтому и смазка им нужна каждому своя.
Масла для дизелей.
Они намного больше контактируют с сажей и кислотами, образующимися при сгорании солярки. Поэтому такое масло должно содержать больше моющих присадок. По той же причине масло в дизелях рекомендуют менять чаще, чем в бензиновых моторах. Кроме того, современные дизельные двигатели оснащены сажевыми фильтрами, которым может навредить даже мизерная доля масла, неизбежно сгорающая в цилиндрах — в том случае, если у смазки не будет специально рассчитанного на такие моторы состава.
Масла для бензиновых двигателей.
Весьма широкая категория в России, потому что долгое время дизели в нашей стране были уделом коммерческой техники. Такие масла могут иметь как низкую кинематическую вязкость (для современных моторов), так и, наоборот, более высокую (для изношенных агрегатов).
Масло для турбированных двигателей.
Это, как правило, дорогая синтетика, способная сохранять свои свойства при повышенных температурах и нагрузках. Потому что в таких моторах маслу, помимо прочего, приходится охлаждать подшипники очень горячего турбокомпрессора, вращающегося с огромной скоростью, а также нивелировать повышенные нагрузки на поршни, шатуны и коленвал.
Универсальные масла.
Такие подходят как для дизелей, так и для бензиновых моторов. Обычно универсальные масла подразумевают использование в низкофорсированных двигателях, для которых нет ярко выраженных требований к смазке.
Чтобы понять, к какому из видов относится стоящее на полке магазина масло, надо уметь читать его маркировку. Об этом мы поговорим в следующих публикациях.
А какое масло выбираете вы?