Сделать выводы о составе и свойствах масла можно по информации с его этикетки. Она содержит маркировку по международным классификациям, так что и немецкое, и корейское, и российское масло одинаково легко идентифицировать. Начнём с самой популярной аббревиатуры, которую наверняка видел каждый.
Маркировка по SAE
Это классификация масел, разработанная Ассоциацией автомобильных инженеров США (SAE), которая характеризует главное свойство любой смазки — её вязкость.
Масло для автомобильных двигателей несёт маркировку вида 10W-40, где первая цифра указывает на его вязкость в холодном состоянии (W — Winter), а вторая — в горячем. По маркировке SAE определяют, пусть и условно, предельные температуры воздуха, при которых смазка будет нормально работать.
Цифры в маркировке кратны пяти. Чем ниже первая, тем масло остаётся менее вязким на морозе, а чем выше вторая, тем оно более густое в нагретом виде. Низкая вязкость в мороз нужна для того, чтобы стартер легче проворачивал мотор при холодном пуске. А повышенная вязкость горячего масла необходима, чтобы масляный клин сохранялся при высоких нагрузках.
Почему бы не сделать масло, которое идеально работает в максимально широком диапазоне температур? Такие масла тоже есть, но чем шире диапазон, тем более дорогим получается продукт. Ведь в него приходится добавлять очень много присадок, что тоже не всегда полезно. Если в вашем регионе нет экстремальных морозов или адской жары, можно обойтись более доступным вариантом со средним диапазоном.
Чтобы вам было проще выбирать подходящее масло для автомобиля по SAE, мы прикрепили внизу таблицу, где указаны температурные режимы для разных индексов.
В нашем Каталоге товаров широкий выбор моторных масел.
Маркировка по API
Ещё одна классификация из-за океана, на этот раз Американского нефтяного института. Она делит моторные масла по качеству и предназначению.
Первая буква маркировки обозначает предназначение для разных типов двигателей:
S — это масло для бензиновых двигателей;
С — для дизельных.
Следующие буквы и цифры индекса содержат информацию о классе масла. Его определяют на основе набора требований, которым оно удовлетворяет, — по степени окисления, зольности (количеству твёрдых продуктов сгорания), смазывающим свойствам и так далее.
Расшифровка аббревиатуры API для бензиновых моторов (фото 1,2) и для дизелей (фото 3,4)
Для универсальных масел используются двойные обозначения — например, API CG-4/SH. Такой вариант можно заливать как в дизель, так и в бензиновый мотор при условии, что для них актуален указанный класс. Причём считается, что, если двойное обозначение начинается с литеры С, как в примере выше, такое универсальное масло всё-таки больше подходит дизелям — и наоборот.
Маркировка АСEA
Вслед за американцами подобную классификацию в 1995 году ввела и Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA). Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:
A/B — для бензиновых (А) и дизельных (В) двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов: A1/B1 (устаревший), A3/B3, A3/B4, A5/B5;
C — для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов: C1, C2, C3, C4, С5;
E — тяжелонагруженные дизельные двигатели: E4, E6, E7, E9.
Иногда на банке указывается год введения этого класса. Он пишется в конце, через дефис, например, А5/В5-12. В отличие от API, цифры здесь обозначают не качество масла, а комплекс требований к ним. Уровень этих требований ассоциация меняет (и ужесточает) раз в несколько лет — последний раз это случилось в 2016 году. И потому совсем не обязательно, что чем выше цифра в индексе ACEA, тем лучше для мотора.
Вот как характеризуется применяемость моторных масел по классификации ACEA:
A1/B1 — уже устаревший класс.
A3/B3 — бензиновые и дизельные двигатели, рассчитанные на работу с увеличенными интервалами замены масла, в том числе в тяжёлых условиях эксплуатации и с применением маловязких масел.
A3/B4 — бензиновые и дизельные двигатели с непосредственным впрыском топлива.
A5/B5 — высоконагруженные бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с), рассчитанные на работу с увеличенными интервалами замены масла. Подходят для использования не во всех автомобилях, так что применяемость стоит уточнять в документации к вашей машине.
Масла категории АСЕА C совместимые с сажевыми фильтрами и катализаторами:
C1 — бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига 2,9 мПа·с, рассчитанными на использование масел с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора.
C2 — бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига 2,9 мПа·с.
C3 — бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига 3,5 мПа·с.
C4 — бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига 3,5 мПа·с, рассчитанные на использование масла с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора.
Маркировка ILSAC
Классификация ILSAC утверждена Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов: по факту, это консорциум некоторых американских и азиатских производителей. Его задумывали как упрощённый международный стандарт, но в Европе используют ACEA, так что обозначения ILSAC можно встретить в основном на канистрах масел из Азии и США.
Фактически ILSAC копирует API, но требования к классам в этой системе ниже. Например, меньше временной промежуток, в течение которого масло должно проходить испытания.